ковры тибета

Изготовление ковра — древнее и самобытное ремесло в тибетском регионе. По сложившейся традиции их изготовляют из шерсти местных овец у которой даже есть собственное название - «чанпель». Сами жители Тибета используют ковры достаточно широко, в первую очередь как покрытие для пола, но так же в декоративных целях вешают их на стены, а еще существуют небольшие коврики которые стелят на спины животных и на седла. Самым распространенным ковром является спальный ковер размером 3х5 футов (0.9х1.5 метров), его называют «хадан».

Методика плетения аутентичных тибетских ковров отличается от других исторических техник, таких как «турецкий» и «персидский» узел. К сожалению за последние сто лет, тибетская техника плетения была существенно потеснена даже в самом тибете.

Этому поспособствовали несколько исторических и экономических событий, однако, она не исчезла совсем и отдельно взятые мастера и домашние мануфактуры еще создают ковры в старом тибетском стиле.

Тибетская диаспора после миграции в Индию и Непал создала процветающий бизнес по изготовлению ковров, в самом же современном регионе Тибета экспортная составляющая существенно уступает соседям.

Расцвет, экспансия, упадок и возрождение

История коврового ремесла в Тибете прослеживается на тысячу лет до теперешнего времени. Но в отличии от современности, тогда коврам не придавали сколь нибудь существенного значения и отдельные упоминания можно встретить лишь в текстах видных религиозных деятелей. Первые подробные описания тибетских ковров поступили во время британской экспедиции 1903-1904 годов.

Лоренс Водделл и Персеваль Лэндон описали домашнюю ковровую мануфактуру которую обнаружили около города Гьянце, по дороге в Лхасу:

Персеваль Лэндон:

- внутренний двор полностью уставлен ткацкими станками за которыми работают как мужчины, так и женщины, они делают просто замечательные вещи.

Эта мануфактура принадлежала и управлялась одной из аристократический семей, а ковры которые они изготавливали продавались другим богатым семьям в Лхасе и Шигадзе, а так же в монастыри и монашеские учреждения.

Существует отдельный тип ковра в виде длинной полоски, который используется монахами для создания удобства во время религиозных сессий, жертвование ковров ручной работы в монастыри — очень древняя традиция в древнем и современном Тибете.

Период расцвета коврового ремесла в Тибете пришелся на 19й и первую половину 20го века. К сожалению, Китайское вторжение в Тибет в 1959 году привело к ряду катастрофических последствий для ковровой индустрии. Зажиточные и аристократические семьи были вынуждены бежать из страны, а те семьи которые этого не сделали, были лишены владений и влияния. В свою очередь наемные рабочие, которые занимались изготовлением ковров, получили в пользование земли и были вынуждены заняться ее обработкой. Монахи и духовные лица Тибета во все времена имели бесконечный авторитет и поддержку в обществе, они смогли избежать трагичной участи, но после описанных событий и по сегодняшний день испытывают многие ограничения и притеснения со стороны новых властей и нового порядка.

Возрождение тибетского коврового ремесла началось в 70х годах двадцатого века в Непале и Индии. Для организации новых мастерских не всегда хватало собственного капитала эмигрантов и его приходилось искать у путешественников, торговцев и представителей западных кампаний на востоке, но это не было большой проблемой поскольку тибетские ковры были экзотикой и представляли интерес для западного развитого мира. Продукция которую начали выпускать новые мастерские быстро расширилась и трансформировалась из классических небольших спальных ковриков в большие по площади ковры подходящие для зажиточных европейских и американских домов.

Это было весьма удачное время для ковровой индустрии Непала, в те десятилетия объемы производства ковров утроились и по сей день ковры составляют существенную долю экспорта в экономике Непала, правда немногим позднее эта история возрождения была немного запятнана случаями использования детского труда в 90х годах.

В самом же регионе Тибета в 80х-90х годах, в Лхасе и некоторых других частях Тибетского автономного района были восстановлены несколько мануфактур по производству ковров, но из-за ряда географических и политико-экономических причин они остаются изолированными от внешних рынков. Большинство ковров которые производятся сегодня в регионе Тибета продаются заезжим туристам и путешественникам на месте, в больших объемах не закупаются и не вывозятся крупными перекупщиками.

Техника плетения

В Тибете была создана и широко распространилась собственная оригинальная методика плетения ковров. В основе подхода лежало использование вспомогательного горизонтального стержня, который мог быть деревянным, бамбуковым или металлическим. Схема плетения не представляет особой сложности: мастер брал в руку небольшой клубок ниток и двигаясь горизонтально обвязывал поочередно стержень и две следующиее нити основы.

После завершения одной горизонтальной линии таких петель, нити на стержне подрезались, это формировало ворс ковра. Далее следовало уплотнение фактуры и переход к следующему ряду узлов.

У такой техники есть как преимущества, так и недостатки. К преимуществам можно отнести скорость плетения, которая могла доходить до 20 узлов в минуту (против 6 для техники турецкого и персидского узлов). Но эта скорость могла быть достугнута лишь на местах узора где использовался один цвет. Недостатком явтяется то, что на сложных многоцветных и многоэлементных узорах, скорость плетения падает.

Дизайн

Старые тибетские ковры которые дожили до наших дней в основном датируются 19м веком, более ранние экземпляры либо не сохранились, либо не известны. Эти ковры достаточно сдержанны с точки зрения дизайна и окраски, в то время мастера были сдержаны узким спектром натуральных красителей: красный, индиго (синий), тибетский ревень (желтый) и тибетский орех (коричневый и серый). Мотивы рисунков включали несколько направления: простые геометрические мотивы, такие как дизайн шахматной доски и кайма амулета Гао, которые, вероятно, были частью древнего тибетского дизайнерского репертуара, смешанного с другими мотивами, унаследованными из китайских декоративных традиций.

Но уже в начале 20го века тибетским ткачам стал доступен широкий спектр синтетических цветов, скорее всего именно это стимулировало производство новых и более сложных ковров в плане дизайна, которые были основаны на мотивах заимствованных из китайского искусства. В период 1900-1950 годов было выпущено множество красочных новых ковров с драконами, фениксами, цветочными сюжетами, облаками и другое. Эти мотивы по-прежнему составляют основу репертуара аутентичного тибетского стиля.

Коврики тигра

Уникальным направлением аутентичного тибетского ковра является так называемый «коврик тигра», такие ковры представляют большую ценность для западных коллекционеров из-за их связи с тантрической медитацией. Коврики-тигры были подарками для Лам из тибетских монастырей.

Сами ковры тигра можно разделить на две группы: реалистичные визуализации тигриной шкуры растянутой за границы ковра и изображения шкуры тигра на ковре целиком. Считается, что кожа тигра обеспечивает защиту человека занятого медитацией, по началу в очень древние времена, для этого использовались настоящие шкуры тигров, но с течением времени пацифизм и здравый смысл послужили появлению этого направления в тибетском искусстве и шкуры тигров были заменены на коврики с их изображениями.

Так же «ковры тигра» встречаются в других культурах и регионах, например в регионе Хотана — севернее, но именно в Тибете он получил максимальное распространение и развитие.

Современное положение дел и резюме

В Лхасе ковровые магазины с радостью обслуживают местных жителей, национальных и международных туристов. В начале 21го века несколько мануфактур были восстановлены уже при поддержке китайских властей. Так же стоит отметить, что из-за своей редкости, аутентичные тибетские ковры представляют коллекционную ценность и очень часто являются ценными подарками при дипломатическом и культурном обмене, часто на самом высшем уровне.

Несмотря на все трудности и потрясения 20го века, тибетское ковровое искусство и техника плетения не были забыты и новые ковры продолжат создаваться. Но в глобальном масштабе тибетские ковры находятся «в тени» своих более удачливых и успешных соседей - Индии, Китая, Непала и ближнего востока. С большой вероятностью вы не найдете в продаже аутентичные тибетские ковры в месте вашего проживания, только ковры «тибетского стиля» или ковры с производным от тибетских мотивов стилем, но реальное место их происхождения будет другим. За аутентичным тибетским ковром сегодня нужно ехать самостоятельно либо специально заказывать знающим путешествующим по востоку людям.

ЧИТАЙТЕ ДРУГИЕ ИНТЕРЕСНЫЕ СТАТЬИ НА НАШЕМ САЙТЕ
КАК ДЕЛАЮТ КОВРЫ ИЗ ШЕРСТИ

Вы интересовались как изготовляют настоящий ковер ручной работы? Возможно удивлялись высокой цене? Для вас мы написали интересную статью где в детях расмотрим этапы и особенности изготовления ковра ручной работы из шерсти.

ПИШИТЕ НАМ
МЫ РАБОТАЕМ

пн-сб: 10:00-20:00

пн-вс: 11:00-18:00

ПО АДРЕСУ

ул. Саксаганского 147/5

Украина, г. Киев

Салон-магазин "КИЛИМИ", лучшие ковры из шерсти и шелка со всего мира.
© 1996-2018. Частичное или полное копирование материалов сайта запрещено.
магазин создан
веб студией:
введите значения

x