история ковра французского дизайна
История ковра французского стиля, такого каким его знаем мы, началась в первой половине XVI века — это период который принято называть «поздним ренессансом». В это время Франция еще не была единым государством, а французская национальная идентичность только начинала зарождаться. После прихода к власти Генриха IV (Великого) и объединения франции из большого множества феодальных княжеств в единое государство, начинается период экономического подъема. Молодому и крепнущему королевству требовались все атрибуты королевского величия.
По приказу короля Генриха были установлены дипломатические и торговые отношения с Османской империей, после чего на огромные суммы чистым серебром было куплено и доставлено большое количество роскошных товаров с ближнего востока, в том числе и прекрасные персидские ковры.
Эти ковры не служили украшением, а использовались для обучения французских мастеров поскольку ковровое ремесло в самой Франции в тот период находилось еще в зачаточном состоянии.
Французскому королевскому двору требовались ковры в количестве, но французские мастера осваивали ремесло не так быстро как это требовалось королю, из-за этого их приходилось покупать за границей, в частности в Голландии.
Но Генрих точно знал чего хочет и был настроен решительно, он был убежден, что лучшие ковры должны производится в его королевстве — во Франции.
Что бы воплотить задуманное, спустя некоторое время он запрещает импорт любых ковров во Францию и предлагает особые привилегии фламандским мастерам - Марку де Комансу и Франсуа де ла Планшу. Покровительство короля дало мастерам эксклюзивное право ткать ковры золотыми и серебряными нитками, свободу от налогов и 100 тысяч франков стартового капитала.
Мастерам было предоставлено здание, принадлежавшее семье Гобеленов в парижском предместье Сен-Марсель. Их мастерские и положили основу королевской гобеленовой мануфактуры.
Другая известная фабрика Savonnerie была основана даже немногим ранее мануфактуры Гобеленов, во время предшественника короля Генриха — Людовика XIII. Это была самая престижная европейская мануфактура ковровых изделий. Ее возглавил Пьер Дюпонт, эмигрант из Леванта (территория современных Израиля, Ливана и Сирии). Первые 20 лет фабрика была абсолютным монополистом на рынке, и выпускала ковры восточного и турецкого стилей.
Savonnerie производила ковры из лучшей шерсти и даже шелка в мелких деталях. Основным узлом был «ghiordes», так же известный как «турецкий узел», средняя плотность полотна составляла девяносто узлов на квадратный дюйм.
Ранние ковры Savonnerie в целом подражали персидским и турецким коврам, но в последствии мастера начали экспериментировать и учитывать пожелания заказчиков - вносить в орнаменты чисто европейские мотивы, цветы и плотные букеты из них, листовые ручьи и композиции из них, геральдические мотивы и дворцовую лепнину, а иногда даже армейские доспехи и медальоны из украшений.
К доминировавшим тогда «теплым цветам» в дизайне ковра стали добавлять темно-синий, золотой, черный, коричневый цвета и их оттенки.
К концу 17-го века в дворцовой архитектуре Франции уже доминировавшим стилем был Рококо с повсеместным использованием «рокайла». Ковер должен был быть органичным и завершающим элементом этого грандиозного ансамбля роскоши. Было очевидно, что персидские и турецкие стили служившие прародителями «французского дизайна» не вписываются во внутреннее убранство французских дворцов, а потому восточные мотивы в дизайне использовались со временем все меньше и в последствии почти исчезли.
Первое время Savonnerie производила ковры исключительно для королевской семьи, но в последствии они стали доступны для широкого круга знати, а вместе с самими коврами начал распространятся и зародившийся «французский стиль». Дизайн активно развивался и в последствии стал источником вдохновения для других мастеров по всей Франции и даже за ее пределами.
До последнего десятилетия 1600-х годов главным дизайнером ковров и директором компании был Чарльз Ле Брун, знаменитый художник-барокко, архитектор и официальный художник на дворе Луиса XIV. В этот период и в течение 17-го века наиболее часто используемыми мотивами были свитки и орнаменты из акантового листа с использованием архитектурных элементов.
1800-е годы были эпохой революции в технологиях ткачества, которая, конечно же, повлияла на производство ковров во Франции. Британские ткацкие станки, созданные компанией Axminster, способствовали росту производства и эффективности фабрик во всем мире. Возросшая продуктивность труда сделала ковер доступным. Теперь продукция Savonnerie стала доступна не только королевскому двору и высшему дворянству, а и обычным французам с высоким достатком.
XX век был временем отказа от неоклассического стиля и стиля барокко во Франции. В стиль и дизайн ковра начали проникать абстракция и современное искусство, среди прочего: кубизм и финские стили, такие как арт-нуво и арт-деко. Дизайнеры активно экспериментируют, а границы стилей все больше стираются и смешиваются между собой, но несмотря на это, классический «французский стиль» в дизайне ковра оставил замечательное наследие и имеет достаточное количество почитателей по всему миру даже сегодня и еще долгое время будет ассоциироваться у многих из нас с абсолютной и неподдельной роскошью.